Инклюзивное образование
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Яндекс.Погода
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

postheadericon Инклюзивное образование

 Что такое инклюзивное образование?

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Е1398338645_invalidвропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование, государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Включение – это не интеграция:
  • Включение – это больше, чем интеграция
  • Молодые люди учатся вместе в обычной школе
  • Специалисты приходят помогать детям
  • Обычные школы изменяются
  • Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
  • Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
  • Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
  • Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
  • Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих
Включение – это:
  • НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
  • НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
  • НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
  • НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Основные принципы инклюзии

  • Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

  • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
  • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:

  • Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
  • Всесторонне планируйте инклюзию
  • В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
  • Включайте родителей
  • Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
  • Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

Неверные представления об инклюзии:

  • Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
  • Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
  • Фокусирование не на целях, а на действиях
  • Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
  • Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Существующие барьеры:

  • Архитектурная недоступность школ
  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

 

Уважаемые родители (законные представители)!

С 01.09.2016 года вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС ОВЗ и УО).
ФГОС ОВЗ и УО устанавливает единые государственные требования к образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) в образовательных учреждениях.

ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных в 1 класс на обучение по АООП с 1 сентября 2016 года.

Основанием для обучения ребенка по АООП являются:

  • рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии
  • заявление родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения по АООП в школе на условиях инклюзивного образования (в отдельном классе, либо совместно с другими обучающимися без ограничений в здоровье).

В связи с этим, при наличии основания для обучения Вашего ребенка по ФГОС ОВЗ и УО (рекомендации муниципальной ПМПК) с 1 сентября 2016 года, в целях создания необходимых специальных условий для получения им образования, просьба незамедлительно обратиться в школу, куда зачислен ребёнок, либо в Управление образования.


Контактное лицо в управлении образования г. Югорска

  • Крылова Надежда Павловна, заместитель начальника отдела оценки качества и общего образования детей (Телефон 7- 09- 62, ул.Геологов, 9)

Контактное лицо в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»:

  • Шитова Елена Геннадьевна, заместитель директора по дошкольному образованию (Телефон 2-66-87 , ул.Свердлова, 12)
  • Аксенова Елена Евгеньевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (Телефон 2-94-20, Югорск -2)
  • Балуева Людмила Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (Телефон 7-58-08, Садовая, 1б)

Нормативно-правовые документы

Федеральный уровень
Региональный уровень
  • Приказ ДОиМП № 1291 от 25.08.2016 Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в ХМАО-Югре на 2016-2018 годы pdf[287 kB]
  • Приказ ДОиМП № 1277 от 24.08.2016 О назначении руководителя проекта ДОиМП ХМАО-Югры “Инклюзивное образование (сеть опорных образовательных центров) в ХМАО-Югре” pdf[35 kB]
  • Приказ ДОиМП ХМАО – Югры №437 от 20.05.2013 Об утверждении Концепции инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре pdf[496]
  • Постановление Правительства ХМАО-Югры от 13 декабря 2013 г. N 543-пОб организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре pdf[543 kB]
Муниципальный уровень
Школьный уровень
  • Перечень услуг, предоставляемых социально-психологической службой для организации помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении общеобразовательной программы и социальной адаптации docx[13 kB]
  • Перечень предоставляемых профориентационных услуг для  учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов и других групп (МБОУ «СОШ №5) pdf[146 kB]

 

АНКЕТА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО) pdf[458 kB]


Уважаемые родители и обучающиеся 9-х, 11-х классов!

На официальном сайте АУ ДПО ХМАО-Югры “Институт развития образования” iro86.ru в разделе “Профориентация”, подраздел “Навигатор в мире профессий” размещена информация для выпускников 9-х, 11-х классов – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья о профессиональных образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Уральского федерального округа, которые могут предоставить данной категории абитуриентов возможность получения профессионального образования. 


Выбор маршрута образования детей с ОВЗ и инвалидностью