Одаренные дети
Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Яндекс.Погода
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

postheadericon Одаренные дети

 

Безымянный

«…человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации»

Владимир Павлович Эфроимсон, генетик, эволюционист.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Забота о талантливых детях сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

В послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации 2012 года (12.12.2012) особое внимание направлено на воспитательную компоненту, сферу духовной составляющей образования и воспитания, роль в образовании сильного, одаренного учителя, системы дополнительного образования и прямую ответственность регионов России за развитие творческого потенциала детей и молодежи – граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции, людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.

В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплен особый статус реализации образовательных программ и получения образования обучающимися, проявившими выдающиеся способности. Это свидетельствует о качественных изменениях в правовом регулировании отношений по работе с особым субъектом – одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.

Данное направление нашло отражение в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 ноября 2008 г. № 491-рп, в Основных направлениях деятельности Правительства автономного округа по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 марта 2009 г. № 116-рп, в Положении о координационном совете по поддержке одаренных детей и молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», утвержденном приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2012 года № 1572, в решениях Координационного совета по поддержке одаренных детей и молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Постановлением Правительства автономного округа от 16.05.2014 г. № 179-п были утверждены Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года (Стратегия – 2030) и План мероприятий («дорожные карты») по реализации Стратегии – 2030. Стратегия – 2030 закрепляет систему мер государственного управления, опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения автономного округа в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике. С 2014 года принята к реализации государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы».

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться и одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, внеклассную и внеурочную деятельность.

В соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2015 № 41 «Об утверждении модели выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре», приказа начальника Управления образования администрации города Югорска от 10.09.2015 № 520 «Об утверждении модели системы  выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи в городе Югорске» в школе была разработана и утверждена Модель системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» (приказ от 14.09.2015 года № 212 –о).

Цели и задачи работы по развитию и поддержке одаренных детей

Цель: совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Отработать систему непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных детей
  2. Обеспечить эффективное участие талантливых детей школы в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление юных дарований и расширение возможностей для их самореализации и совершенствования способностей.
  3. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
  4. Совершенствовать систему информационного обеспечения процесса выявления и поддержки талантливых детей с использованием современных информационно – коммуникационных технологий.
  5. Привлекать научные организации, учреждения высшего профессионального образования, общественные организации, бизнес-сообщества для выявления и поддержки талантливых детей.

Основные направления работы с одаренными детьми

Направление I. Нормативно-правовое регулирование и научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми

Цель: совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы, направленное на обеспечение комплексного воздействия различных средств, способов, методов на развитие системы работы с одаренными детьми

  • Реализация программ педагогического и психологического сопровождения одаренных детей.
  • Развитие и совершенствование научно-методической базы, внедрение современных образовательных технологий в сфере организации работы с одаренными детьми.
  • Создание условий для профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, специализирующихся на работе с одаренными детьми, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
  • Обеспечение сетевого взаимодействия в сфере работы с одаренными детьми.

Направление II. Поддержка педагогических работников и одаренных детей

Цель: совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей, педагогов, осуществляющих деятельность в сфере работы с одаренными детьми на основе конкурсного и олимпиадного движения.

  • Проведение и расширение конкурсных мероприятий для детей.
  • Мотивационная поддержка работы с талантливыми детьми.

Направление III. Развитие инновационной инфраструктуры по работе с одаренными детьми

Цель: создание доступной, высокотехнологичной, наукоёмкой среды в целях выявления, поддержки, а также содействия в получении образования одаренных детей, посредством сетевого взаимодействия.

  • Создание и развитие инновационной инфраструктуры по работе с одаренными детьми.
  • Непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
  • Создание комплекса мероприятий, диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей.
  • Информационное обеспечение процесса выявления и поддержки одаренных

1

 

Сравнительный анализ работы с одаренными детьми
за 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 учебные годы

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап
Учебный год Участники Победители и призеры
Количество участий(участников) Число учащихся(детей) * Количество дипломов Число учащихся(детей) *, награжденных дипломами
2012-2013 641 377 180 127
2013-2014 590 295 268 204
2014-2015 896 463 184 134
2015-2016 1460 491 300 148
2016-2017 1653 503 233 161
Муниципальный этап
Учебный год Участники Победители и призеры
Количество участий(участников) Число учащихся(детей) * Количество дипломов Число учащихся(детей) *, награжденных дипломами
2012-2013 146 55 19
2013-2014 159 124 30
2014-2015 150 83 35 29
2015-2016 148 77 36 25
2016-2017 191 96 56 35
Региональный этап
Учебный год Участники Победители и призеры
Количество участий(участников) Число учащихся(детей) * Количество дипломов Число учащихся(детей) *, награжденных дипломами
2012-2013
2013-2014 1
(литература)
1
2014-2015 1
(математика)
1
2015-2016 2
(литература, физическая культура)
2
2016-2017 4
(право, обществознание (2), физическая культура)
3

 

 

2

Городская научно – практическая конференция учащихся «Наука. Природа. Человек. Общество»

Учебный год Количество участников Количество победителей и призеров
2014-2015 22 16
2015-2016 22 15

3

Очные и заочные, дистанционные конкурсы, олимпиады, фестивали разного уровня

Учебный год Познавательное, интеллектуальное направление Творческое
направление
Спортивное
направление
2012-2013 503/215 279/186 398/244
2013-2014 1386/575 212/91 420/93
2014-2015 1825/742 368/313 875/680
2015-2016 2782/1334 542/429 588/544


4