ОРКСЭ и ОДНКНР
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Яндекс.Погода
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

postheadericon ОРКСЭ и ОДНКНР

Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики».

Общие положения

 Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

 Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 

Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в  программе обучения

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Учебные пособия для комплексного учебного курса

 Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 классов.  Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

Презентация для родителей [ppt 5mB ]


«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).

Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандарте не прописаны учебные предметы, что позволяет изучать её на данном этапе через учебные курсы по выбору за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объём часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).

25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699 (всего 80 организаций).

Выбор учебных курсов для изучения в рамках предметной области ОДНКНР осуществляется в соответствии с примерным регламентом, рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ».

Целесообразным также является включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Предметная область ОДНКНР реализуется в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», изменениями и дополнениями.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  4. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  6. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
  7. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 27.05.2015 года № 08-761. по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
  8. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 19.01.2018г. №08-96 «О методических рекомендациях».

Учитывая нормативные документы и мнение родителей (законных представителей), было принято решение о создании интегративного курса ОДНКНР. В результате чего в часть учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений Основной образовательной программы основного общего образования был включен предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

ОДНКНР. Методическое сопровождение

НАВИГАТОР В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

  1. Овчинникова А.А. Педагогический совет Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов …>>

НАВИГАТОР В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Раздел 1. Основы религиозных знаний и светской этики

1.1. Религия и общество

  1. Определение и суть религии …>>
  2. Религиозные истины …>>
  3. Человек — существо духовное …>>
  4. Религиозность и религиозное сознание …>>
  5. Религиозная мораль …>>
  6. Религия и наука …>>
  7. Религия и искусство …>>
  8. Религия и политика …>>

1.2. История религиозной ситуации в России

  1. Государственно-религиозные отношения …>>
  2. Возрождение религиозной жизни …>>
  3. Правовые основы и опыт религиоведческого, культурологического и религиозного образования в общеобразовательных учреждениях …>>

1.3. Основные религиозные направления

  1. Классификация религий …>>
  • Православие …>>
  • Католицизм …>>
  • Протестантизм …>>
  • Иудаизм …>>
  • Ислам …>>
  • Буддизм …>>
  • «Новые» религии …>>

1.4. Светская этика

  1. Смысл и назначение этики …>>
  2. Светское общество. Гражданская этика в основе светского государства …>>
  3. Ценностный аспект этики …>>
  4. Нравственные принципы, или Законы этики …>>

Раздел 2. Программы предметной области ОДНКНР

  1. Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета 1-11 год обучения …>>
  2. Кузьмин И.А., Камкин А.В. Программа «Социокультурные истоки» …>>
  3. Программа курса ОДНКНР. Пояснительная записка и тематическое планирование (по учебнику Виноградова и др. ОДНКНР 5 кл.)…>>
  4. Программа курса ОДНКНР. Поурочное тематическое планирование (по учебнику Виноградова и др. ОДНКНР 5 кл.) …>>

Раздел 3. Методика преподавания  курсов, предметных модулей, внеурочной деятельности, предметной области ОДНКНР  

  1. Технологическая карта …>>
  2. Зевакова Н.С., Сечковская Н.В. Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся …>>

Раздел 4. Методические рекомендации

  1.  Методические рекомендации по изучению предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Смоленской области в 2015/2016 году …>>
  2. Захаров С.П. Нормативно-правовые основы введения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (презентация) …>>
  3. Макаренкова Т.Ю. Методическое обеспечение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс ) (презентация) …>>
  4. Зевакова Н.С. Методические рекомендации по проектированию рабочей программы внеурочной деятельности …>>
  5. Сечковская Н.В. Методические рекомендации по разработке дополнительной программы внеурочной деятельности …>>
  6. Зевакова Н.С. Методические рекомендации, проектирование Программы воспитания и социализации обучающихся (основная школа) …>>
  7. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор …>>
  8. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте …>>
  9. Виноградова Н.В. Педагогический сюжет, требующий постоянного внимания …>>
  10. Овчинникова А.А. Педагогический совет Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов …>> 
  11. Методические материалы к учебному курсу «Истоки» для 5-9 класса А.В. Камкина, И.А. Кузмина …>>
  12. Методические материалы к учебному курсу «Православная культура» для 5-9 классов Л.Л. Шевченко …>>
  13. Рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» …>>

Раздел 5. Методические пособия

  1. О.В. Гайвас, Л.Н. Урбанович От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова»: учебно-методическое пособие. В 2 ч., 2015г. …>>
  2. Консультационный центр для учителя ОПК. Материалы для учителя …>>
  3. Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие для родителей …>>
  4. Обзор лучших практик по обеспечению свободного, добровольного, информационного выбора модулей ОРКСЭ родителями и обучающимися общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации. Материалы АПК и ППРО, 2015г. …>>
  5. Методические материалы по подготовке обучающихся к олимпиаде по Основам православной культуры ПСТГУ …>>
  6. Методические материалы по подготовке обучающихся к олимпиаде по Основам светской этики ПСТГУ ...>>
  7. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности ( из опыта работы учителя) …>>
  8. Кузенкова И.С. УМК факультативного курса «Воспитай своё сердце», 5 класс (архив zip) …>>

Отправить обращение в электронную приемную
WordPress Lessons