Помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
В последние годы родители в средствах массовой информации и печатных изданиях часто встречают упоминание о таком «непонятном и пугающем» заболевании как синдром раннего детского аутизма. Попробуем вместе с вами разобраться, что же скрывается под этим названием.
Что такое синдром раннего детского аутизма: симптомы и причины
Расстройства аутистического спектра (к ним и относится синдром раннего аутизма у детей) характеризуются симптомами, выраженными недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо симптомы аутизма проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.
Синдром раннего детского аутизма (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.
Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда они одни. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.
Поведение детей с аутизмом
Поведение детей с аутизмом однообразно и характеризуется следующими симптомами. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать и выливать воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.
АООП НОО РАС | pdf[50 MB] |
Порядок оказания комплексной помощи обучающимся, в том числе детям с признаками с расстройством аустического спектра, детям группы риска с признаками расстройства аустического спектра, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации и их семьям | pdf[2 MB] |
Модель обучения детей с РАС | zip[1015Kb] |
Методические рекомендации для родителей “Нарушения в сфере взаимодействия у детей с расстройством аутистического спектра“ | pdf[636Kb] |
Памятка педагогам, обучающим детей с расстройствами спектра аутизма | pdf[188Kb] |
Памятка для педагогов “Возможные признаки аутистических расстройств у детей дошкольного и раннего школьного возраста” | pdf[188Kb] |
Памятка для родителей “Что такое аутизм?“ | pdf[661Kb] |
Памятка для родителей по коррекции аутизма у детей | pdf[142Kb] |
Памятка для родителей “Аутизм: карманный справочник” | pdf[4Mb] |
Десять вещей, которые хотел бы сказать ваш ребенок с аутизмом | pdf[83Kb] |
АУТИЗМ: КАРМАННЫЙ СПРАВОЧНИК Для педиатров и родителей